Методическая работа
Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
Комплексные программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (6-е издание, испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011 года)
Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (6-е издание, испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 года) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.
Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
· забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
· создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
· максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
· креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
· вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
· уважительное отношение к результатам детского творчества;
· обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
· координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
· обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
· соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Структура программы: программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:
- ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);
- младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);
- средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);
- старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
Формы методической работы в ДОУ
в контексте ФГОС ДО
Подготовила Ст.воспитатель
Сабаури А.Г.
Введение ФГОС является важным преобразованием в системе дошкольного образования. Введение стандарта обусловлено требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором обозначены статус и место дошкольного звена как первой ступени в непрерывной системе образования.
Новый стандарт – это стандарт, разработанный ради ребенка и нацеленный на развитие его с учетом желаний, интересов, потребностей и способностей. Идея сохранения уникальности и ценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека является главенствующей в тексте стандарта и красной нитью проходит через требования к основным общеобразовательным программам, требования к условиям реализации программ и требования к результатам дошкольного образования.
Одной из задач нового стандарта является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Педагоги, которые будут реализовывать данный стандарт, должны владеть достаточно большим объемом психологических знаний и обладать теми компетенциями, которые заложены в данном стандарте. Так же как и сам стандарт, педагог должен быть детоцентрован, т.е. сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т.п.
Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с комплексом документов. Педагоги должны быть адаптированы к новым структурным, содержательным и технологическим его компонентам, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования – сложный системный инновационный процесс, который предполагает проектирование новой системы методической работы, требует максимальной поддержки и методического сопровождения педагогов, дает возможность реализации новых направлений в работе, предполагает поиск новых технологий и требует использования новых современных методов и форм.
Формирование ключевых предпосылок подготовки педагога к внедрению ФГОС и разработка модели психолого-педагогического сопровождения педагогов - одно из необходимых направлений методической работы в ДОУ.
Основной целью методической работы в нашем ДОУ на современном этапе является: создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
- информирование педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России; инновационными процессами в дошкольном образовании;
- содействие осмыслению происходящих изменений и выработке собственного отношения к ним;
- систематизация представлений об условиях и способах повышения качества дошкольного образования, развития личности воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, развития их творческих способностей;
- ознакомление с современными технологиями и методиками, в том числе и с информационными;
- формирование умений проектирования и конструирования образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;
- содействие развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности;
- формирование мотивации к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности педагогов.
Одним из современных подходов к организации методической работы используемых в ДОУ является интегрированный подход как средство повышения профессиональной компетентности педагогов.
Основными направлениями интегрированного подхода в работе с педагогическим коллективом является:
повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование,
саморазвитие через разные формы методической работы;
обновление педагогического процесса в рамках инновационного режима;
взаимодействие и интегрирование всех участников образовательного процесса; методическое обеспечение интегрированного подхода к организации педагогического процесса; поиск и реализация методов педагогического сотрудничества с семьями воспитанников.
Методическая работа в ДОУ строится на принципах рефлексивности, интерактивности и проектирования. Эти принципы реализуются в содержании образовательно-развивающего пространства, в котором педагог выступает как субъект своего профессионального становления, владеющий интерактивными методами взаимодействия (диалог, деловые игры, проектирование) с доминирующими в них установками на сотрудничество, сотворчество, рефлексию, развитие индивидуальности.
В ДОУ обновляются формы и методы организации методической работы. На наш взгляд, наиболее целесообразными формами методической работы выступают интерактивные формы.
Интерактивный – это способный взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо или «кем-либо» (человеком).
Используемые интерактивные формы в методической работе ДОУ разнообразны. Основной направленностью этих форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг. Так как современная жизнь с её многочисленными трудностями требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.
Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессами. Отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность процесса воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, администрацией, родителями. В ДОУ проведены разнообразные тренинги «Шаги к успешной деятельности», «Психологические особенности профессионального поведения педагога ДОУ», «Самый лучший родитель! Самый трудный родитель! »
Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в ДОУ является семинар-практикум. Основная цель его проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Проведенные семинары практикумы на уровне ДОУ: «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ», «Приобщение старших дошкольников к культуре и истории народов мира», «Художественные техники – классические и неклассические». На муниципальном уровне был проведен семинар-практикум «Развитие личности дошкольника в труде».
Активно используется в методической работе ДОУ игровое моделирование по различным проблемам:«Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности», «Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса – как условие реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи». На муниципальном уровне в рамках ГМО старших воспитателей была проведена деловая игра «Вариант» (образовательная область «Труд»).
Каждый творческий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика, которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются).
Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. В педагогическом опыте получили распространение свернутые формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов разнообразны, но они обязательно содержат в своей формулировке альтернативные элементы: «Дошкольное образовательное учреждение - каким ему быть? », «Сила личности воспитателя. В чем она? », «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны? », «Реализация образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ: проблемы и перспективы».
Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение аукциона педагогических идей. Темами проведенных аукционов были: «Использование информационных стендов для родителей», «Изобразительное искусство родного края как средство воспитания нравственно-патриотических качеств детей», «Проектный метод – как одно из условий познавательно-речевого развития». Благодаря этой форме работы с педагогами создавались условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.
Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов других ДОУ. На уровне ДОУ были проведены мастер-классы:«Проектирование учебно-игровых ситуаций в совместной деятельности ребёнка и взрослого», «Использование опорных схем в работе с детьми». Также в рамках III-его Международного педагогического коллоквиума «Новая школа»,г.
Педагогическая мастерская. Цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Были представлены педагогические мастерские «Развитие логического мышления посредством развивающих игр», «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования».
«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Данную форму практикуем при подготовке педагога к аттестации.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний с помощью интерактивных форм и методов методической работы обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.
Преимущества использования интерактивных форм и методов:
- повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности;
- реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.
- приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.
Внедрение ФГОС ДО требует изменений в системе методической работы в ДОУ, с целью информационной и психологической поддержки педагогов и просвещения родителей. Использование интерактивных форм и методов методической работы способствуют повышению уровня профессиональной компетенции педагогов, способствуют повышению качества образовательного процесса в ДОУ и сплочению педагогического коллектива.
В настоящее время все дошкольные учреждения активно внедряют ФГОС дошкольного образования. Введение ФГОС ДО требует изменения методической работы в дошкольном учреждении.
Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения направлена на переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален.
Работа по введению и реализации Стандарта проходила в 3 этапа.
Начали работу с мониторинга готовности педагогического коллектива к реализациитребований стандарта, который показал, что большинство педагогов готовы к освоению инноваций, но слабо представляют, что и как надо делать, не уверены в своих силах и не стремятся к самосовершенствованию.
В течение первого года введения стандарта методическая работа была направлена на его изучение. В связи с этим использовала такие формы как консультации, семинары, памятки. Разработала и провела деловую игру «Знатоки ФГТ и ФГОС ДО», где можно увидеть преемственные связи двух документов. Большое значение было уделено планированию образовательной работы и практическому использованию педагогами модели образовательного процесса по ФГОС, состоящей их 3-х блоков: совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями по организации образовательного процесса. Было разработано комплексно-тематическое планирование работы в группах.
Мониторинг выявил такую проблему как недостаток практических умений применения педагогами ДОУ педагогический технологий. Поэтому второй год был посвящен изучению и внедрению в практику новых развивающих технологий с учетом ФГОС ДО.
В целях изучения и практического использования новых педагогических технологий был проведен теоретический семинар по теме «Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новый образовательный стандарт».
На методическом объединении детского сада рассматривались теоретические вопросы и практические просмотры образовательной деятельности с использованием определенной технологии.
В детском саду прошла неделя педагогических идей «Мы за здоровый образ жизни!», где педагоги в работе с детьми использовали здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные технологии.
В целях внедрения в педагогический процесс технологии проектной деятельности каждому педагогу было рекомендовано включать в образовательный процесс проектную деятельность. Я, как старший воспитатель оказывала помощь в разработке групповых проектов.
В группах за эти годы реализовано много интересных проектов «Альбом выходного дня» (Андриянова Г. И., «Кукольный театр - малышам» (Бажанова Ю. Н., Смирнова Н. И., Потапова Н. Т., «Домашние птицы» (Шестакова С. Н., «Здравствуй, Олимпиада»(Грибова С. Ю., «Игра – не забава» (Осипова Е. В.) и другие.
Кроме групповых проектов, практикуются и общие проекты по детскому саду, которые разрабатываю я, а реализуем все вместе с использованием социума. Сейчас в детском саду реализуется социально-значимый познавательный проект «Люби и знай родной свой край». Свои проекты воспитатели презентуют на педсоветах и семинарах.
В результате этой работы родители воспитанников вовлекаются в организацию образовательного процесса. Повысилась заинтересованность педагогов в овладении современными педагогическими технологиями и информационными умениями. Также было отмечено развитие презентативных умений у воспитателей.
Следующий шаг внедрения стандарта посвящен освоению содержания образовательных областей с учетом ФГОС дошкольного образования. Этому способствует работа МО детского сада.
Создание условий для участия педагогов в учебно-методических объединениях дошкольного, районного и регионального уровня - приоритетное направление методической работы. Это и подготовка к открытому показу образовательной деятельности, помощь в разработке конспекта, в подготовке выступления или домашнего задания, создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия).
Открытые занятия планирую с учетом способностей педагогов и профессиональной компетенции. Это дает хорошие результаты. Воспитатели чувствуют себя увереннее, свободнее.
В нашем дошкольном учреждении организовано и наставничество. Для воспитателей, имеющих небольшой стаж работы, определены наставники. Наставничество работает, когда педагоги работают на одной группе.
Но я, как старший воспитатель, постоянно веду работу с молодыми педагогами. В рамках этой деятельности как бы выращиваю опыт воспитателя. Предлагаю подготовить и провести какую-либо форму работы. Даю первые рекомендации, воспитатель готовит конспект или сценарий, еще раз вместе рассматриваем, обговариваем, выделяем положительные стороны. После просмотра занятия проводится совместный анализ. Самое главное в этой работе создать у воспитателя мотивацию, стремление к получению хорошего результата.
Очень действенная форма повышения квалификации воспитателей – взаимопосещения. Этот метод обучения воспитателей использую в том случае, когда образовательная работа традиционна или имеет большое значение. Например, ежегодно в ноябре мы проводим неделю здоровья, которая насыщена оздоровительными мероприятиями. В течение этой недели все воспитатели смотрят друг у друга открытые занятия, проводится его самоанализ и анализ педагогами.
Одно из требований ФГОС ДО – создание развивающей среды в группах. В связи с этим педагогический и родительский коллектив был нацелен на ее преобразование. Проведен круглый стол с педагогами «Развивающая среда в контексте ФГОС ДО». Воспитатели сделали анализ групповой среды с учетом требований стандарта, наметили план действий. В настоящее время воспитатели стараются обновлять групповую среду с учетом тематических недель. В группах оформляются мини-музеи. Но работа групповых музеев еще несовершенна. Провела подробную консультацию для педагогов «Организация работы мини-музея в детском саду», и эта работа активизировалась.
В целях обновления среды и включения в педагогический процесс регионального компонента в детском саду с помощью родителей был создан мини-музей «Моя малая Родина – Красный Холм», который активно работает уже более 3-х лет. Проводятся экскурсии, игровые занятия в музее, музейные праздники, музейные пятницы с участием родителей, поисковая деятельность.
Расширение образовательной среды идет через социум. В соответствии с ФГОС ДО налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами: краеведческим музеем, детской библиотекой, домом детского творчества, домом народного творчества, школами города, ГИБДД. Практикуются экскурсии на предприятия города. Разработана модель сетевого взаимодействия, планирование работы по темам, заключены договоры о сотрудничестве.
Самое главное, что взаимодействие с социальными партнерами непременно проходит с опорой на родителей. Вовлечение родителей в организацию образовательного процесса – важный фактор реализации Стандарта. Сейчас родители постоянные участники всех детсадовских мероприятий, помощники в преобразовании развивающей среды. В течение учебного года в каждой возрастной группе проведены мероприятия с непосредственным участием родителей: день матери, день семьи, спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», заседание родительского клуба «Игра в жизни вашей семьи», родительская игротека «Игра – не забава», экологическая викторина «Знатоки природы» и д. р. Такой родительской рефлексии мы добиваемся через использование нетрадиционных форм, через разъяснение требований Стандарта и установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
Немаловажную роль здесь играет личность педагогов. Их тоже надо готовить к сотрудничеству с родителями. Вопросы взаимодействия с семьей мы рассматриваем на педагогическом совете. В детском саду разработана программа взаимодействия с семьями воспитанников «Мы живем одной семьей», которая созвучна с ФГОС ДО. На ее базе несколько лет работала лаборатория инновационного развития по вопросам взаимодействия с родителями. Педагогами опробовано множество разных форм работы. Много лет работает родительский клуб «Аистенок». Огромная методическая и организационная работа с родителями помогает нам в реализации ФГОС ДО.
Сейчас идет период реализации Федерального образовательного стандарта.
Цель методической работы в условиях реализации ФГОС – помочь воспитателям выполнить требования стандарта, стать активным заинтересованным участником образовательного процесса.
В этот период большую роль играет методическое обеспечение педагогов. Это приобретение учебно-методических комплексов, методических средств, т. е. оснащение образовательного процесса. Это и создание методической продукции: программ, моделей, планирования.
В нашем детском саду методическими пособиями оснащены все группы. 4 группы работают по программе «От рождения до школы» Н. Вераксы. В последнее время приобретено много дидактических пособий. В детском саду 5 компьютеров, все имеют доступ к интернету. Педагоги разрабатывают рабочие программы.
Актуальной формой методической работы в этот период остается педагогический совет, просто меняется форма его проведения. (педсовет-диспут, педсовет дискуссия, педсовет-презентация, педсовет-диалог)
Педсовет — это постоянно действующий и руководящий орган в учреждении для рассмотрения основополагающих вопросов дошкольного учреждения. Это возможность участия педагогического коллектива в управлении дошкольным образовательным учреждением.
Педагогический совет помогает реализовывать годовые задачи, стоящие перед педагогическим коллективом (тематический педсовет, а также дает установку на начало учебного года (организационный педсовет, позволяет подвести итоги работыпедагогического коллектива за учебный год (итоговый педсовет).
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня образовательного процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Любое мероприятие требует серьезной подготовки, если мы хотим, чтобы оно прошло хорошо. И педсовет требует тщательной подготовки. Это способствует повышению качества педсовета и сокращает время его проведения. В его подготовке принимают участие все педагоги. Я, как старший воспитатель, продумываю цель заседания, форму проведения, формулирую повестку дня и проект решения, обговариваю с педагогами задания. В рамках подготовки к педсовету проводятся консультации, тематический контроль, анкетирование. Ежегодно в нашем детском саду планируются расширенный педсовет с участием родителей или социальных партнеров. Также ежегодно на педсовете рассматриваются вопросы введения ФГОС ДО, принимаются решения.
Время требует использования новых форм методической работы, вовлекающих педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Как это сделать?
Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.
Находясь в поиске нестандартных подходов к организации методической работы, наиболее эффективных методов работы с педагогами, можно сделать вывод, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними.
Я в своей работе тоже использую интерактив. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работыявляются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.
Продуктивной формой работы с педагогами являются обучающие семинары: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической и практической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
В конце учебного года для педагогов был подготовлен и проведен обучающий семинар по программе «От рождения до школы», с целью подведения итогов работы по программе и выработки рекомендаций для дальнейшей работы. На семинаре был представлен методический комплекс для всех возрастных групп с выставкой и краткой аннотацией, включены теоретические и практические выступления. Был очень актуален и полезен педагогам.
Постоянно используются в работе с педагогическим коллективом открытые просмотры (показы) образовательной деятельности. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.
Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы. Планируя методическую работу, я стараюсь использовать все виды обобщения педагогического опыта. Открытый показ, работа в паре, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, дни открытых дверей, мастер-классы - это формы распространение педагогического опыта.
В работе по внедрению Стандарта часто использую деловые игры и диспуты, тренинги, которые повышают профессиональное мастерство педагогов.
Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения)принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
В работе с педагогами использую и электронные презентации — это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:
• возможность точной, доступной и яркой передачи информации,
• одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,
• внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ,
Таким образом, электронные презентации формируют информационную культуру педагогов и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.
Успешной формой работы с педагогами можно считать и смотр-конкурс, выставку — это способ проверки знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, работа по преобразованию развивающей среды в группах. В детском саду проходят разнообразные конкурсы: по подготовке к новому учебному году, уголков экспериментальной деятельности, по созданию условий для творческой деятельности детей, смотр-конкурс групповых мини-музеев.
Педагогический ринг, дискуссия, дебаты, решение педагогических ситуаций — ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, эти формы дают возможность выслушать разные точки зрения, обсудить какую либо идею.
КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай – такие формы используются мной редко, но в своей работе я их использовала.
Деятельность педагогов при работе в активных формах позволит подготовить педагогов нового типа, способных активно содействовать реализации различных образовательных проектов.
Педагог является ключевой фигурой в обновлении дошкольного образования, а методическая работа в ДОУ — это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров.
- Аналитический отчёт педагога-психолога
- Отчет педагога-психолога за 1 полугодие